Слова «музыкальная школа», «музыка» у многих родителей
ассоциируются с безрадостным детством, проведенным за фортепиано за
бесчисленными гаммами, аккордами, невыученными произведениями. Все это стало
синонимами тяжелой, бессмысленной работы наших детей, в
то время как большая часть сверстников предоставлена себе и свободному времяпрепровождению.
то время как большая часть сверстников предоставлена себе и свободному времяпрепровождению.
В этой статье, я попытаюсь убедить Вас,
уважаемые коллеги и родители, в том, что современное музыкальное образование
ставит акцент не столько на профессиональную подготовку ребенка, сколько на его
всестороннее музыкальное развитие. Безусловно, нельзя забывать, что основная
задача музыкальной школы состоит, все-таки, в развитии исполнительских
способностей ребенка. Но, как говорится, спрос рождает предложение и на примере
своей школы и даже города, могу сказать, что процент учащихся, продолжающих
заниматься музыкой профессионально, в последние годы резко падает. Отсюда и
возникает потребность в новых формах и методах обучения детей в музыкальной
школе. Сегодня родители отдают свое чадо (заявляю об этом со всей
ответственностью, на основании многочисленных опросов родителей) не для
профессиональной подготовки (хотя есть и такие, но их – единицы), а для общего
развития.
Среди всех видов искусств музыка
наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить
мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.
Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей
самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии,
будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие
музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка - лучший педагог,
который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит
мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У
музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью - эту истину
подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.
Традиция обучать детей музыке, родилась
в аристократических кругах Европы и России и в смысле общего развития доказала
свою полезность. Ученые из США, Швеции и Норвегии доказали, что у музыкантов более
развит интеллект по сравнению с остальными людьми. Они умеют учиться! Ведь, для
того, чтобы освоить навыки игры на любом музыкальном инструменте, нужно
огромное терпение, выдержка и усидчивость!
Кроме того, именно музыканты
продемонстрировали ученым высокий уровень морального сознания и достойный
внимания IQ. Для справки приведу данные из Википедии: IQ от 0 единиц до 19
свидетельствует о тупоумии, 20-36 ед. - нехватке разума, 69 - 85 ед. - близко к
норме, 86 - 144 ед. - норме, 115 - 124 ед. - выше нормы, 125 - 134 ед. -
высоком уровне интеллекта, более 135 – о гениальных способностях.
Специалисты подсчитали IQ великих людей
прошлого. У Гете - 200 ед., у Ньютона и Вольтера - 190 ед., у Моцарта – 165, Галилея - 185, Леонардо да
Винчи - 150 ед., Баха и Дарвина - 140 ед., Коперника - 130 ед. Я не нашла IQ А. Эйнштейна но он играл на скрипке!!!
Если раньше в школу принимали только одаренных детей, обладающих
очень хорошим музыкальным слухом, музыкальной памятью и ритмом, то сегодня мы не можем отказать
в приеме детям, имеющим более слабые музыкальные данные. И тогда перед нами
встают задачи несколько другого характера: раскрыть в нем музыкальность,
открыть ребенку дверь в волшебный мир музыки, научить его слушать и понимать
музыку, развить в нем эстетический вкус ко всему прекрасному. Обучение игре на
инструменте предполагает индивидуальные занятия, и это прекрасная возможность
для педагога узнать и понять интересы и увлечения ученика. Талантливому
ребенку, безусловно - дорога в профессиональное будущее. Но и те, кто не продолжит
музыкальное образование, приобретут такой багаж знаний, ценностей и
компетенций, которые обязательно проявятся в любой деятельности. Поскольку
школа относится к Теоретическому Лицею, у меня есть возможность общения с
учащимся нашей школы и после ее окончания. До окончания Лицея выпускники
музыкальной школы находятся в поле нашего внимания! Так вот, практически все
выпускники нашей школы участвуют во всех без исключения школьных, городских и
республиканских мероприятиях, так или иначе связанных с музыкой! И даже после
окончания Лицея, приобретя специальность, далекую от музыки, наши выпускники не
забывают Музыку! Приведу два альтернативных примера: моя выпускница по классу
фортепиано Наталья Танасийчук поступила в Лицей С. Рахманинова, но выбрала
карьеру оперной певицы. Сегодня она дебютирует на сцене Национального театра
оперы и балета им. М. Биешу в роли сеньоры Розины в опере В. Моцарта «Свадьба
Фигаро». Другой наш выпускник, также по классу фортепиано, Драгош Галбур выбрал
профессию стоматолога и в то же время пишет музыку к песням собственного
исполнения! (доказательством моих слов могут служить их ролики в youtube).
Mоя
педагогическая практика показывает, что не бывает детей немузыкальных.
Грамотная методика построения уроков и «золотой ключик» к сердцу ребенка дают
положительные результаты в музыкальном воспитании ребенка.
Обозначенные виды деятельности - веский аргумент в пользу решения отдать ребенка в музыкальную школу. Хотя немногие из учеников связывают жизнь с этой профессией, практически никто не жалеет о полученном образовании. На начальном этапе обучения в музыкальной школе не обойтись без поддержки родителей! Ребенок должен видеть в своих родителях «коллегу» по интересам! Очень важно проявлять заинтересованность в том, чем занимается ребенок. Первые два месяца мы разрешаем родителям присутствовать на уроках, даем возможность петь и играть вместе со своим ребенком. Основные принципы обучения на занятиях в музыкальной школе, которые довожу до детей и их родителей, я предлагаю в необычной гамме До мажор, в которой каждая из семи нот «поет» о пользе обучения в музыкальной школе! ДО - духовный рост и развитие творческих способностей; РЕ - развитие способности к эмоциональному переживанию; МИ - организация свободного времени, самодисциплина и прилежание; ФА - изучение полифонических (многоголосных) произведений развивает у детей философское мышление и способность к самоанализу; СОЛЬ - способность видеть общую картину явлений, благодаря развитию образного мышления; ЛЯ - знание основ сольфеджио тренирует память, а разбор пьесы любой сложности концентрирует внимание; СИ - публичные выступления на концертах учат справляться с эмоциями. |
Гамма помогает в эмоциональном настрое, приучает к самодисциплине.
В заключение, хочется процитировать слова главного героя фильма
«В бой идут одни старики»: «Всё приходяще, а музыка — вечна».
Большое спасибо за такую интересную информацию!
ОтветитьУдалитьКак вы считаете, в каком возрасте лучше записать ребёнка в музыкальную школу?
Спасибо за оценку! В моей практике были детки садиковского возраста, 4-х-4,5 лет. Для начала ребенка надо проэкзаменовать на наличие музыкального слуха, ритма и памяти, а далее компетентный педагог вам все объяснит. Удачи!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Понимаю, что чем раньше, тем лучше. А не поздно ли начать занятия в 9-10 лет, именно для фортепиано?
ОтветитьУдалитьДля этого возраста обучение осуществляется по 5-летней программе, а не по 7-летней как для малышей. А вообще, учиться никогда не поздно, все зависит от конкретной цели: профессиональное обучение, либо домашнее музицирование.
Удалить