9 февраля 2014 г.

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Слова «музыкальная школа», «музыка» у многих родителей ассоциируются с безрадостным детством, проведенным за фортепиано за бесчисленными гаммами, аккордами, невыученными произведениями. Все это стало синонимами тяжелой, бессмысленной работы наших детей, в
то время как большая часть сверстников предоставлена себе и свободному времяпрепровождению.
В этой статье, я попытаюсь убедить Вас, уважаемые коллеги и родители, в том, что современное музыкальное образование ставит акцент не столько на профессиональную подготовку ребенка, сколько на его всестороннее музыкальное развитие. Безусловно, нельзя забывать, что основная задача музыкальной школы состоит, все-таки, в развитии исполнительских способностей ребенка. Но, как говорится, спрос рождает предложение и на примере своей школы и даже города, могу сказать, что процент учащихся, продолжающих заниматься музыкой профессионально, в последние годы резко падает. Отсюда и возникает потребность в новых формах и методах обучения детей в музыкальной школе. Сегодня родители отдают свое чадо (заявляю об этом со всей ответственностью, на основании многочисленных опросов родителей) не для профессиональной подготовки (хотя есть и такие, но их – единицы), а для общего развития.
Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка - лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью - эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.
Традиция обучать детей музыке, родилась в аристократических кругах Европы и России и в смысле общего развития доказала свою полезность. Ученые из США, Швеции и Норвегии доказали, что у музыкантов более развит интеллект по сравнению с остальными людьми. Они умеют учиться! Ведь, для того, чтобы освоить навыки игры на любом музыкальном инструменте, нужно огромное терпение, выдержка и усидчивость!
Кроме того, именно музыканты продемонстрировали ученым высокий уровень морального сознания и достойный внимания IQ. Для справки приведу данные из Википедии: IQ от 0 единиц до 19 свидетельствует о тупоумии, 20-36 ед. - нехватке разума, 69 - 85 ед. - близко к норме, 86 - 144 ед. - норме, 115 - 124 ед. - выше нормы, 125 - 134 ед. - высоком уровне интеллекта, более 135 – о гениальных способностях.
Специалисты подсчитали IQ великих людей прошлого. У Гете - 200 ед., у Ньютона и Вольтера - 190 ед.,  у Моцарта – 165, Галилея - 185, Леонардо да Винчи - 150 ед., Баха и Дарвина - 140 ед., Коперника - 130 ед. Я не нашла IQ А. Эйнштейна но он играл на скрипке!!!
Если раньше в  школу принимали только одаренных детей, обладающих очень хорошим музыкальным слухом, музыкальной  памятью и ритмом, то сегодня мы не можем отказать в приеме детям, имеющим более слабые музыкальные данные. И тогда перед нами встают задачи несколько другого характера: раскрыть в нем музыкальность, открыть ребенку дверь в волшебный мир музыки, научить его слушать и понимать музыку, развить в нем эстетический вкус ко всему прекрасному. Обучение игре на инструменте предполагает индивидуальные занятия, и это прекрасная возможность для педагога узнать и понять интересы и увлечения ученика. Талантливому ребенку, безусловно - дорога в профессиональное будущее. Но и те, кто не продолжит музыкальное образование, приобретут такой багаж знаний, ценностей и компетенций, которые обязательно проявятся в любой деятельности. Поскольку школа относится к Теоретическому Лицею, у меня есть возможность общения с учащимся нашей школы и после ее окончания. До окончания Лицея выпускники музыкальной школы находятся в поле нашего внимания! Так вот, практически все выпускники нашей школы участвуют во всех без исключения школьных, городских и республиканских мероприятиях, так или иначе связанных с музыкой! И даже после окончания Лицея, приобретя специальность, далекую от музыки, наши выпускники не забывают Музыку! Приведу два альтернативных примера: моя выпускница по классу фортепиано Наталья Танасийчук поступила в Лицей С. Рахманинова, но выбрала карьеру оперной певицы. Сегодня она дебютирует на сцене Национального театра оперы и балета им. М. Биешу в роли сеньоры Розины в опере В. Моцарта «Свадьба Фигаро». Другой наш выпускник, также по классу фортепиано, Драгош Галбур выбрал профессию стоматолога и в то же время пишет музыку к песням собственного исполнения! (доказательством моих слов могут служить их ролики в youtube).
Mоя педагогическая практика показывает, что не бывает детей немузыкальных. Грамотная методика построения уроков и «золотой ключик» к сердцу ребенка дают положительные результаты в музыкальном воспитании ребенка. 
Обозначенные виды деятельности - веский аргумент в пользу решения отдать ребенка в музыкальную школу. Хотя немногие из учеников связывают жизнь с этой профессией, 
практически никто не жалеет о полученном образовании. На начальном этапе обучения в музыкальной школе не обойтись без поддержки родителей! Ребенок должен видеть в своих родителях «коллегу» по интересам! Очень важно проявлять заинтересованность в том, чем занимается ребенок. Первые два месяца мы разрешаем родителям присутствовать на уроках, 
даем возможность петь и играть вместе со своим ребенком.      
       Основные принципы обучения на занятиях в музыкальной школе, которые довожу
 до детей и их родителей, я предлагаю в необычной гамме До мажор, в которой каждая из 
семи нот «поет» о  пользе обучения в музыкальной школе!
ДО - духовный рост и развитие творческих способностей;
РЕ - развитие способности к эмоциональному переживанию;
МИ - организация свободного времени, самодисциплина и прилежание;
ФА - изучение полифонических (многоголосных) произведений развивает у детей 
философское мышление и способность к самоанализу;
СОЛЬ способность видеть общую картину явлений, благодаря развитию образного 
мышления;
ЛЯ - знание основ сольфеджио тренирует память, а разбор пьесы любой сложности 
концентрирует внимание;
СИ - публичные выступления на концертах учат справляться с эмоциями.
    Гамма помогает в эмоциональном настрое, приучает к самодисциплине.
    В заключение, хочется процитировать слова главного героя фильма 
     «В бой идут одни старики»:   «Всё приходяще, а музыка — вечна».

  








4 комментария:

  1. Большое спасибо за такую интересную информацию!
    Как вы считаете, в каком возрасте лучше записать ребёнка в музыкальную школу?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за оценку! В моей практике были детки садиковского возраста, 4-х-4,5 лет. Для начала ребенка надо проэкзаменовать на наличие музыкального слуха, ритма и памяти, а далее компетентный педагог вам все объяснит. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Понимаю, что чем раньше, тем лучше. А не поздно ли начать занятия в 9-10 лет, именно для фортепиано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для этого возраста обучение осуществляется по 5-летней программе, а не по 7-летней как для малышей. А вообще, учиться никогда не поздно, все зависит от конкретной цели: профессиональное обучение, либо домашнее музицирование.

      Удалить

кол-во стр.